Если у вас возникли вопросы, вы можете связаться с нашими менеджерами любым удобным для вас способом.

Как работать с автомобильными лаками: MS, HS, UHS/VHS и быстросохнущими составами

30.01.2020
Просмотров: 3304

Почти у всех современных автомобилей поверх эмали на кузове находится тонкая пленка из бесцветного лака. Лаковое покрытие защищает эмаль от повреждений, придает машине эстетичный вид и продлевает срок службы металла. Профессионально нанесенный автолак создает ровное блестящее покрытие, без корочек и некрасивых тусклых пятен. Почти всегда брак в верхнем слое вызван ошибками при работе с автолаками.

Немного о лаках для автомобилей

В кузовном ремонте используются лаки с различной степенью вязкости. Одни автомастера считают, что лучше жидкие, хорошо растекающиеся по поверхности, а другие уверены, что густые удобнее за счет того, что дают возможность наносить более толстые слои.

Густота состава зависит от содержания сухого остатка (чем его больше, тем гуще лак). По этой характеристике автолаки разделяют на несколько групп:

  • LS – низкая (почти не применяется при лакировании машин из-за токсичности и низкокачественного результата);
  • MS – средняя;
  • HS – высокая;
  • UHS/VHS – сверхвысокая концентрация сухой составляющей.

HS (high solids) означает «с высоким содержанием сухого остатка». Среди всех лаков HS, UHS, VHS обладают наибольшим его содержанием.

Лаки относятся к медленно сохнущим. Ими можно покрывать сразу весь кузов в качестве последнего слоя, защищающего эмаль и придающего краске блеск.

Отдельной группой идут экспресс-лаки, высыхающие очень быстро. Их применение сокращает время ремонта локальных повреждений, но они неудобны для покрытия всей машины сразу.

Как наносить MS-составы

Жидкая текстура автолака MS (medium solid – среднее содержание сухого остатка) дает возможность проводить лакировку двумя влажными слоями с соблюдением промежуточной выдержки. В обычных условиях (+20°C и влажность 80%) выждать между нанесениями нужно 10 мин. При другой температуре или влажности время выдержки может увеличиваться.

Сушить MS-лаки можно естественным способом или использовать автосушилку. Если применяется горячая сушка, то нужна дополнительная пятнадцатиминутная выдержка перед принудительным сушением.

Зачем соблюдать время выдержки

При высыхании автолака происходит полимеризация смол и испарение добавленных для поддержания жидкой консистенции различных разбавителей и растворителей. При естественном высыхании полимеризация протекает медленно, поэтому сначала испаряются добавки, а затем происходит образование прочной лаковой пленки.

Горячий воздух, применяемый для ускорения высыхания, ускоряет создание пленки из полимеризирующих веществ, а добавки испаряются только с поверхности. Но частицы растворителя, оставшиеся внутри, по законам физики должны выйти наружу, поэтому они пробивают микроскопические дырочки в уже созданной пленке. Внешних дефектов при этом не бывает, но под микроскопом видно, что поверхность не гладкая, а покрыта крохотными кратерами. Из-за этого машина не блестит, а становится матовой. У мастеров такой брак называется «кипение».

Помимо отсутствия блеска, микроскопические ходы в лаковом слое снижают прочность покрытия, повышают вероятность появления сколов или трещин во время эксплуатации автомобиля.

Выдержка между слоями и пред началом сушки позволяет дождаться выхода всех летучих веществ. Тогда «кипения» не происходит, а лаковый слой получается прочным и блестящим.

Частые ошибки при работе с автолаками MS

Причиной неудовлетворительного результата при использовании MS-лаков чаще бывают две ошибки:

  • маленькая выдержка между нанесением слоев или перед принудительным сушением;
  • неравномерная толщина слоев.

Нередко мастера первое покрытие машины делают тонким, а второе – с хорошим растеканием и наведением глянца. Но в процессе сушки покрытие мутнеет и утрачивает блеск. Причина – все то же «кипение». При наложении толстого слоя находящиеся внизу летучие частицы не успевают испариться до образования наружной пленки и «пробивают» себе дорогу, образуя мелкие дырочки.

Залог успеха работы с MS-составами – одинаковые (25-30 мкм) слои и соблюдение выдержки. Это обеспечит красивое прочное лаковое покрытие.

Применение HS-средств

Более вязкие, по сравнению с MS, автолаки почти всегда наносятся по полутораслойному методу. Кроме того, составы обладают памятью «первого слоя». Если первоначальное покрытие без глянца и похоже на шагреневую кожу, то повторное наложение лака не исправит ситуацию – шагрень только усиливается.

Частые ошибки и как их избежать

Большинство дефектов покрытия HS связано с несоблюдением толщины слоев:

  1. Слои получаются одинаковыми, как при применении лаков серии MS. Не очень страшная ошибка, но если не дать большую выдержку начальному покрытию, то появится кипение. Если базовый слой получился мокрым, то нужно дать выдержку больше, почти как для жидких лаков, а затем наносить завершающий слой.
  2. Очень тонкий первый и сильно толстый второй слой. Первичное нанесение тонкой пленки приведет к тому, что на эмали останутся плохо слипшиеся сухие капли, создающие морщины, и без глянца. Память первого слоя, свойственная HS-средствам, приводит к тому, что сморщивание повторно наложенного покрытия усиливается и не дает полноценного глянца. Для исправления ситуации некоторые увеличивают толщину лака, а это провоцирует закипание и появление матовости.

Оптимальным вариантом считается соблюдение пропорции 1:3. Общая толщина лакового покрытия составляет 50-60 мкм. В первый раз наносится четверть материала (около 15 мкм) с разливом и наведением полуглянца. Тонкие морщинки, равномерно распределенные по поверхности, допустимы – они замаскируются завершающим покрытием.

После 3-5 минут ожидания, необходимых для испарения летучих составляющих, наносится слой втрое больше: с разливом и наведением глянца.

Если предполагается принудительное сушение, то горячую сушку проводят через-10-15 минут. Соблюдение этих правил позволит избежать закипания и получить покрытие без дефектов.

Вязкость HS зависит от температуры

Мастера, ранее работавшие с автолаками MS, при использовании HS-материала не учитывают внешние температуры. Это приводит к потекам при горячей сушке.

Чтобы понять причину, нужно вспомнить из школьного курса физики, что происходит с молекулами при охлаждении и нагревании. В холодном состоянии в вязких составах они находятся близко друг к другу, а при нагревании начинают удаляться от своих «собратьев». Тепловое расширение увеличивает текучесть. Это становится причиной того, что хорошо нанесенный на холодный кузов HS имеет отличную текстуру и глянец, а при горячем сушении вдруг начинает течь, оставляя некрасивые разводы. Аналогичная проблема встречается и у лаков UHS/VHS.

Чтобы избежать проблем при нанесении вязких составов, работать нужно с прогретым материалом. Теплым должен быть не только лак, но и поверхности машины. В зимнее время рекомендуется лакировать кузов в отапливаемой мастерской.

Особенности нанесения UHS/VHS автолаков

Густые вязкие лаки содержат маленький процент летучих соединений, поэтому их наносят одним толстым слоем или соблюдают двухслойную методику. Последняя технология сильно отличается от той, что применяется для составов со средним и высоким содержанием сухого остатка:

  1. Укладывается максимально тонкая основа, без наведения глянца.
  2. Сразу, без выдержки времени, наносится основной слой с большим разливом и глянцеванием.

Первичное нанесение нужно не для обеспечения толщины лакового покрытия, а для пропитки эмали или автокраски. Это позволит избежать микропросадки при высыхании наложенного толстого слоя.

Применение разбавителей и растворителей для тягучих UHS/VHS-материалов нежелательно. Для некоторых составов допускается небольшое разбавление (не более 5%), но большинство разводить запрещено.

Для однослойной технологии требуется большая тягучесть. Это позволяет избежать потеков при лакировании вертикальных плоскостей. Даже если потек случился, то при сушке он постепенно вытягивается и, по мере высыхания, превращается в не заметную глазу выпуклость. Такой дефект не виден и не снижает прочности лакового покрытия.

Большое разбавление приводит к снижению вязких свойств и насыщению лака летучими соединениями. Кроме того, что разжижение затруднит применение однослойной технологии, появляется риск закипания. Толстый слой затруднит испарения частиц растворителя, и они начнут повреждать образовавшуюся пленку, создавая микрократеры и придавая лакировке матовость.

При работе с теплым UHS/VHS-материалом без использования растворителей обеспечивается качественное покрытие. Благодаря низкому содержанию летучих веществ, риск закипания у этих автолаков минимален.

Еще одна особенность – начало полировки. Лаки UHS/VHS очень прочные и твердые, поэтому процесс полирования трудоемкий. Для облегчения работы специалисты рекомендуют начинать полировать спустя час после окончания горячей сушки.

Экспресс-автолаки

Отличительная черта этих лаков – быстрое высыхание. Это имеет преимущества и недостатки.

Из преимуществ стоит отметить ускорение работы при лакировке машин. Быстросохнущие составы применяют в следующих случаях:

  • Требуется ремонт мелких элементов автомобиля.
  • В мастерских нет сушильной камеры, а в покрасочном цехе пыльно. Быстрое высыхание позволяет свести количество пылевых вкраплений к минимуму (их легко потом заполировать).

Экспресс-лаки не наносятся сразу на весь кузов – короткая сушка может спровоцировать появление перепыла, когда лак попадает на другие участки. Полная лакировка машины проводится постепенно – после высыхания одного участка площади переходят к расположенному рядом.

Главная особенность экспресс-автолаков – быстрая полимеризация. Средство разводят сразу перед применением, когда основа уже очищена и обезжирена. Очень важно следить за разливом: некачественно нанесенный первый слой или перепыл сложно, а иногда и невозможно исправить с помощью повторного покрытия лаком. Требуется опыт работы с экспресс-автолаками для проведения крупных кузовных работ.

Нанесение автолака – завершающий этап ремонтно-покрасочных работ. Соблюдение правил послойного нанесения с учетом выбора материала не только придает машине эстетичный вид, но и защищает кузов. По качеству лакового покрытия чаще всего судят о ремонте в целом.

Сопутствующие Товары

-12%
APP Лак HS акриловый бесцветный Spezial 1 л.+0,5 л. отвердитель
Solid лак Premium Clear HS 1л + 0,5 л. отвердитель
В наличии Solid лак Premium Clear HS 1л + 0,5 л. отвердитель
Цена 900.00 грн. 898.97 грн.
PPG  Лак D800 1л+от-ль D802 0,5л
В наличии PPG Лак D800 1л+от-ль D802 0,5л
Цена 643.08 грн.
3SILA Лак HS 0,5л + отв. 0,25л
В наличии 3SILA Лак HS 0,5л + отв. 0,25л
Цена 356.40 грн.
-18%
3SILA Лак HS 1л + отв. 0,5л
В наличии 3SILA Лак HS 1л + отв. 0,5л
Цена 570.00 грн. 698.25 грн.
-8%
ROBERLO Лак HS 150 1л + отв 0.5л.
В наличии ROBERLO Лак HS 150 1л + отв 0.5л.
Цена 980.00 грн. 1060.99 грн.
-12%
APP Лак HS акриловый бесцветный Spezial 5л + 2,5л отвердитель
DYNA  Лак НS 5000 1л +отвердитель  0.5л
В наличии DYNA Лак НS 5000 1л +отвердитель 0.5л
Цена 870.38 грн.
U-POL Лак HS 2091 прозрачный 2:1  1л+от-ль 0,5л
В наличии U-POL Лак HS 2091 прозрачный 2:1 1л+от-ль 0,5л
Цена 1200.65 грн.
LECHLER Лак Macrofan 2000 HS 1л+отв. 0,5л
В наличии LECHLER Лак Macrofan 2000 HS 1л+отв. 0,5л
Цена 1107.90 грн.

Отзывов: 0

Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.