Выбор двухкомпонентной смолы, применяемой для склеивания, ламинирования или создания стеклонаполненного полимера может вызывать определённые затруднения. В этом материале мы расскажем, какая смола лучше: полиэфирная или эпоксидная и объясним, в каком случае какой из материалов следует применять. Тем более разница свойств у этих составов может быть очень значительной.
Что это за смолы?
Полиэфирная смола и эпоксидная – это термореактивные двухкомпонентные материалы. Это значит, что после завершения процесса полимеризации их уже нельзя вернуть в жидкое состояние. В авторемонте применяются оба состава, и оба пользуются равной популярностью. В нашем интернет-магазине эпоксидную и полиэфирную смолы можно найти в разделе «Ремонт пластиковых деталей». Как уже говорили, у этих составов есть сходные свойства, но есть и различия. Давайте сначала расскажем о каждом виде смол отдельно.
Для чего применяется эпоксидная смола, и что это такое?
Эпоксидный материал состоит из двух компонентов – собственно смолы и отвердителя. До смешивания они представляют собой густые жидкости, но после того как компоненты соединяются друг с другом, запускается химическая реакция и молекулы жидкостей образуют длинные цепочки, превращая жидкую субстанцию в твёрдый и очень прочный полимер.
Эпоксидная смола, или просто «эпоксидка», применяется для склеивания практически любых материалов. Особенно хорошо она справляется с пластиками, но может использоваться для склейки металлов. В авторемонте эта смола нашла своё постоянное применение как «средство последнего шанса» для восстановления повреждённых кузовных элементов. В связке со стеклотканью или стекломатом эпоксидка образует стеклопластик – композитный материал в 3,5 раза легче стали и превосходящий её по удельной прочности. Процесс работы с эпоксидной смолой и стекловолокнистым материалом проходит обычно следующим образом:
- участок работ очищается от коррозии и шлифуется;
- после обеспыливания и обезжиривания поверхность обильно промазывается с обеих сторон смолой;
- на тыльную сторону укладывается вырезанный по шаблону стекломат (он более толстый и прочный) и тщательно пропитывается смолой;
- на наружную сторону укладывается стеклоткань (она более тонкая и легко повторяет контуры поверхности) и также пропитывается смолой;
- после полимеризации поверхность шлифуется, грунтуется и окрашивается.
Таким методом можно не только ремонтировать повреждённые участки, но и создавать элементы, что называется, «с нуля». В этом случае используется форма, которую покрывают, например, полиэтиленом (чтобы после полимеризации стеклопластиковый элемент можно было снять), а дальше укрывают стеклотканью или стекломатом и заливают эпоксидной смолой, повторяя это в несколько слоёв.
Для чего применяется полиэфирная смола, и что это такое?
Полиэфирная смола по механизму полимеризации повторяет эпоксидку – это двухкомпонентный состав, и при добавлении ингибитора молекулы полимера выстраиваются в длинные цепочки, образуя трёхмерную структуру. Ей точно также можно пропитывать стеклоткань, получая прочный и лёгкий композитный материал.
Сразу предупредим: при работе с полиэфирной смолой лучше использовать средства индивидуальной защиты, так как некоторые из смол могут содержать стирол, а его пары токсичны при вдыхании.
Полиэфирная смола в застывшем виде обладает следующими свойствами:
- низкая теплопроводность;
- абсолютная влагостойкость;
- устойчивость к внешним воздействиям (ультрафиолету, температуре).
Полиэфирная смола: применение этого состава может быть самым различным, в авторемонте это, как и у эпоксидки, устранение сквозных отверстий и больших повреждений кузова.
Но если обе смолы используются для одного и того же, то какую из них выбрать?
Так полиэфирная или эпоксидная?
Расскажем о различиях составов, и тогда вопросы отпадут сами собой.
Эпоксидная или полиэфирная смола сильнее в адгезии*? Первенство тут с большим отрывом принадлежит эпоксидным составам. Они могут использоваться именно как клеевые. У полиэфирных смол адгезия гораздо слабее и применять их для склеивания чего-либо практически бесполезно. Также полиэфирные смолы при полимеризации дают усадку в 7-10%, что является определённым препятствием в их использовании.
*Адгезия – это сцепление поверхностей разных материалов. Состав с высокой адгезией будет «прилипать» к другому материалу, а состав с низкой адгезией отваливаться от него.
По устойчивости к механической нагрузке что лучше: полиэфирная смола или эпоксидная? Снова эпоксидная смола обходит конкурента с большим отрывом. Предел прочности у неё выше на треть, она гораздо лучше воспринимает нагрузки на изгиб. Полиэфирная смола хоть и обладает высокой прочностью, но при тех же предельных нагрузках начинает расслаиваться и покрываться трещинами.
Есть ли разница между полиэфирной и эпоксидной смолой в работе? В работе составы отличаются значительно – с полиэфирной смолой работать проще, тут её очередь побеждать. Эпоксидный состав не имеет вязкости, и на наклонных и вертикальных поверхностях его практически невозможно удержать. Смола будет стекать вниз, а на горизонтальных растекаться тонким слоем. По срокам отвердения эпоксидная смола также уступает полиэфирной конкурентке. Последняя при температуре 20°С затвердевает уже через 60-120 минут, и готова к дальнейшей обработке, а эпоксидная смола полимеризуется около суток. Процесс можно ускорить в два раза с помощью нагрева до 40° С. Дальнейший нагрев полимеризацию не ускоряет. Также не ускоряет её введение больших доз отвердителя, чем это предполагается. В этом случае наоборот, эпоксидная смола может остаться жидкой. Есть у эпоксидки ещё один недостаток – при работе с большими объемами, или укладке толстым слоем эта смола может закипеть и моментально полимеризоваться.
Полиэфирная или эпоксидная смола – у кого лучше показатели долговечности? Долговечность составов приблизительно одинакова. Но полимеризованная эпоксидная смола «боится» ультрафиолета, и её необходимо покрывать каким-либо составом (лак или эмаль), а полиэфирная к нему абсолютно невосприимчива.
А что по стоимости? Тут снова эпоксидная смола снова проигрывает своей конкурентке, при прочих равных условиях, её цена обычно в два раза выше.
Так какой состав выбрать?
Если прочность деталей в работе на первом месте, если соединение подвергается ударам и вибрациям, то эпоксидная смола – это единственно возможный вариант. Если необходимо склеить детали между собой, то тут тоже выручит только эпоксидка. Если необходимо устранить отверстие в металле или пластмассе, тем более если оно расположено на вертикальной или наклонной поверхности, то лучше использовать полиэфирную смолу. Она же лучше подойдёт для создания различного рода стекловолоконных кузовных элементов, например, для тюнинга автомобиля, а также в тех работах, где требуются большие объемы материала.
Как видите, каждая из смол обладает уникальным набором свойств, которые необходимо учитывать в работе. Приобрести оба состава, а также всё необходимое для работы с ними, можно в нашем магазине «Автомаляр Плюс».
Коротко о магазине
«Автомаляр Плюс» предлагает широкий выбор материалов и инструментов для кузовного ремонта. У нас Вы сможете купить автомобильные эмали, грунтовки и лаки, а также найдете товары от ведущих производителей по самым демократичным ценам. Мы готовы предоставить удобные условия доставки и оплаты, работая по наличному и безналичному расчёту. Вы можете стать нашим клиентам, где бы ни находились: Киев, Харьков, Одесса, Запорожье – это небольшая часть городов и регионов Украины, куда регулярно высылаются товары нашего магазина. Желающим приобрести материалы для авторемонта в городе Днепр повезло больше остальных, Вы можете посетить наш магазин по адресу пр.Богдана Хмельницкого, 152.и забрать товары, не прибегая к услугам курьеров. Также мы можем дать профессиональную консультацию по применению любого товара из ассортимента магазина, и подсказать, например, полиэфирная смола или эпоксидная лучше подойдёт именно в Вашем случае. Если Вы решили провести ремонт лакокрасочного покрытия, то загляните в магазин «Автомаляр Плюс», мы всегда рады Вас видеть!