Опять ударили бампером в бордюр на парковке? Не переживайте, трещину в автомобильном пластике можно легко устранить. В этом материале мы разберём разницу между стекломатом и стеклотканью, и расскажем, какой материал в каком случае применяется. Оба материала помогут в ремонте даже сильно повреждённых деталей. Они позволяют не только соединять детали, но и заново формировать поверхность! Итак, стекломат или стеклоткань?
А в чём разница?
Оба материала изготавливаются из стекловолокна, которое представляет собой тонкие нити из обычного стекла. Интересно, что в этой форме стекло приобретает неожиданные свойства – оно легко гнётся и перестаёт быть хрупким. Разница между стекломатом и стекловолокном в расположении таких нитей. В остальном это сходные между собой материалы – лёгкие и прочные, абсолютно негорючие, позволяющие получить прочный стеклонаполненный полимер после заливки подходящими двухкомпонентными смолами.
Что такое стекломат?
Стекломат – это нетканое полотно из рубленых волокон стекловолокна, хаотически переплетённых и соединенных силановой эмульсией, растворимой в полиэфирной смоле. Чтобы было понятнее, давайте опишем процесс его производства: волокна стекловолокна хаотично распределяют по поверхности, смачивают специальной жидкостью и сжимают прессом. В результате получается тонкий лист из разнонаправленных стеклянных волокон. Этот лист может быть различной плотности, если на стекломате указана плотность 600, значит, его квадратный метр будет весить 600 гр. Такой стекломат считается плотным и тяжёлым.
Какие преимущества у стекломата?
Стекломат можно сделать достаточно толстым, он отлично пропитывается полиэфирной смолой. Конечная конструкция после полимеризации смолы будет обладать большей прочностью.
Что такое стеклоткань?
Стеклоткань – это стекловолокна, переплетённые между собой как нитки в обычном полотне. Материал обычно тоньше и легче чем стекломат. Но не стоит забывать, что существуют стекломаты низкой плотности, и стеклоткани высокой – они будут практически равны по толщине.
Стеклоткань производят трех видов плетения:
- полотняное – это самые плотные и прочные ткани, волокна в них располагаются как в мешковине крест-накрест;
- саржевое – такое плетение обеспечивает меньшую плотность, нити на поверхности образуют диагональные рубчики;
- сатиновое – самое неплотное переплетение нитей, которое позволяет стеклоткани огибать любые, даже самые сложные формы.
Какие преимущества у стеклоткани?
Она очень лёгкая, позволяет в точности воспроизводить ту форму, на поверхности которой находится, при низкой плотности может обладать высокой прочностью, с ней легко работать.
Что можно сделать из стеклоткани или стекломата?
С помощью этих материалов можно легко восстановить поверхность любой сложности, соединить осколки так, что они снова станут единым целым, получить деталь более прочную, чем она была изначально. Давайте пошагово опишем процесс работы, как соединить деталь из пластика, расколотую пополам.
Первый этап как обычно – подготовительный
Деталь очищается с лицевой и изнаночной стороны. Прилегающие к участку работ поверхности закрываются маскировочными материалами. Линия разлома обрабатывается абразивом таким образом, чтобы обе части как можно плотнее подходили друг к другу. Старое лакокрасочное покрытие на лицевой стороне снимается с обеих сторон трещины и на небольшое расстояние от неё (10-15 см в обе стороны, в зависимости от повреждений). Если есть расслоения, их аккуратно убирают с помощью УШМ и лепесткового диска. При доступе к пескоструйному аппарату – можно обработать им поверхности и саму трещину. На конечном этапе детали обеспыливаются продувкой с помощью компрессора и малярного пистолета и обезжириваются любым обезжиривателем. После этого можно начинать склейку.
Основной этап
Все необходимые для этого этапа работы материалы можно найти в разделе нашего магазина «Ремонт пластиковых деталей» Самое главное – сложить части детали так, чтобы они идеально подошли друг к другу. Делается это с помощью струбцин и подходящих подручных материалов. Склеиваемые поверхности должны подходить по месту повреждения как будто они и не ломались, и быть жестко зафиксированы. Перед началом склейки необходимо сделать из бумаги шаблон, плотно облегающий плоскости с тыльной стороны детали со всеми необходимыми надрезами, и вырезать кусок стекломата или стеклоткани (что в каком случае выбрать, мы расскажем ниже) точно такой же формы. Поверхности тщательно смазываются с помощью обычной кисточки полиэфирной смолой*. Жидкость должна заполнить всю трещину и полностью покрыть участок, на который будет приклеиваться стекловолоконный материал. После этого на участок приклеивается стекловолокно, он снова покрывается смолой, и снова приклеивается стекловолокно по шаблону. Мы рекомендуем набирать слой, не тоньше чем склеиваемые детали. Можно повторить процесс и с лицевой стороны, используя более тонкий, неплотный стекломатериал.
* При приготовлении полиэфирной смолы для склеивания обязательно руководствуйтесь инструкцией производителя. Универсальный рецепт смешивания основного состава с отвердителем 10/1, но бывают и исключения.
Сушка и шлифовка
На заключительном этапе самое главное – дождаться полной полимеризации. Обычно чем теплее и суше окружающая среда, тем короче этот период. Лучше всего продолжить работу через сутки после укладки и пропитки стеклоткани. Греть поверхность с помощью строительного фена, если Вам хочется ускорить процесс, можно, но делать это следует осторожно – смола может закипеть. После того как полимер затвердел, участок работ протирается растворителем, и начинается шлифовка. Обработку участка лучше начинать с наждачной бумаги зернистостью Р120. Особенно тщательно следует заматировать стекловолокно по периметру участка работ на наружной поверхности. Далее участок работ снова обеспыливается и обезжиривается.
Выбор материала
При описанной работе мы бы рекомендовали использовать толстый стекломат с тыльной стороны детали и тонкую стеклоткань снаружи.
Стекломат или стеклоткань: что лучше? Там где поверхность более-менее ровная, и требуется максимальная прочность – используется стекломат. Там, где сложный рельеф – лучше использовать стеклоткань.
Что ещё можно делать, с помощью стекломата и стеклоткани?
С помощью этих материалов можно также отремонтировать участки со сквозной коррозией кузова. Работа проводится похожим образом:
- участок очищается от коррозии и шлифуется;
- после обеспыливания и обезжиривания обильно промазывается с обеих сторон полиэфирной смолой;
- на тыльную сторону укладывается вырезанный по шаблону стекломат и пропитывается смолой;
- на наружную сторону укладывается стеклоткань и также пропитывается смолой;
- после полимеризации поверхность шлифуется, грунтуется и окрашивается.
Там, где повреждения велики, а рельеф сложный, например, есть грани и различные переходы поверхности, плоскость можно сформировать с помощью алюминиевой сетки, по которой укладывать стеклоткань.
Применение этих материалов не ограничивается ничем. Они же используются при ремонте корпусов лодок и катеров, при изготовлении различного рода обвесов и деталей кузова спортивных авто, ими же формируются самые различные аэродинамические элементы.
Итоги
Работа со стекломатом проводится по тому же принципу, что и работа со стеклотканью. Стекломат используется там, где нужна большая прочность, но рельеф поверхности простой. Этот материал позволяет быстро набрать необходимую толщину для моделирования деталей кузова. Стеклоткань позволяет проводить ремонт сложноповерхностных деталей. Она отлично повторяет контуры примыкающих друг к другу плоскостей.
Оба материала можно использовать при сложных кузовных ремонтах, ими можно устранять трещины в пластиковых элементах кузова и очаги сквозной коррозии. Все необходимые для такого ремонта материалы можно найти в нашем интернет-магазине. Мы работаем по всей территории Украины, и после обращения в «Автомаляр Плюс», каждый клиент должен остаться довольным сервисом, ассортиментом, стоимостью, условиями оплаты и скоростью нашей доставки. Обращайтесь, мы ждём Вас!